ФЭНДОМ

Занима́тельное хорове́дение — книга Бориса Тараканова и Антона Федорова, которую они пишут-пишут, никак не допишут. Некоторые фрагменты книги будут выложены здесь.

Организация хора Править

Вы хотите организовать хор… С чего начинать? К кому обращаться? Где найти помещение, певцов, хормейстеров? Кто за все это будет платить? Как вообще справиться со всем этим?!

Попробуем спокойно разобраться и ответить на непростые вопросы.

Что необходимо, чтобы взяться за такое непростое дело, как управление хором? По большому счету – только огромная любовь к хоровому делу, ощущение хорового братства, замирание сердца и парение при слаженном мощном и одновременно нежном звучании хора, осознание, что без хора жизнь ваша пуста и бездарна. Только так. Это необходимое (но, конечно, не достаточное) условие – если не имеете такой любви, лучше сразу бросьте это дело – не принесет оно вам радости, а трудности, которых будет много, надорвут вас.

Но если вы действительно не можете жить без хора, эта книга для вас. Поверьте, нет ничего невозможного, и все сложности, какими бы они не были заковыристыми, можно разрешить. Кто сказал, что у вас ничего не получится? Да отрежут лгуну его гнусный язык! Как так, не получится? У вас и не получится?! Да такого быть не может! Что в первую голову необходимо руководителю хора? Харизма – возникающее у певцов, слушателей, чиновников разного пошиба ощущение (которое вы старательно поддерживаете), что именно вы разрешите все трудности и направите тяжелый неповоротливый хоровой корабль в плаванье и приведете к намеченной цели, что без вас и вашего хора жизнь на земле сразу будет скучна и пресна. В этом не надо даже никого убеждать, это надо чувствовать внутри себя, ибо, по большому-то счету, так оно и есть.

Специально для людей не очень решительных: харизма из ничего не берется. Ее надо наращивать (слова «ого, наел харизму» должны звучать для вас как комплимент). И очень часто, самым важным бывает сделать первый шаг. Запустятся процессы, которые не всегда от вас зависят, начнут складываться и выстраиваться отношения, появятся трудности, и будут находиться силы, чтобы их преодолевать… Но выбор, который зависит только от вас – сидеть, сложив руки, и рефлексировать на тему «как хорошо этим энергичным людям, которые могут…», или самому попробовать сделать хоть что-то из того, что могут эти энергичные люди.

Из чего же складывается харизма? Из знаний, умений, опыта, связей… сами видите, всего этого можно добиться, как раньше говорили, упорным трудом и прилежанием. Знания. Что нужно, а главное, чего не нужно знать руководителю хора? Во-первых, музыкальное образование. Причем, получить его можно не только в музыкальном учреждении, но и при пении в самых разных хорах, на клиросе… Хотя, конечно, музучилище, а затем вуз предпочтительней всего. Но многие пробелы теоретического образования, можно и нужно заполнять практической работой. Опыт пения в хоре необходим. Если у вас его еще нет, то вот вам и первый пункт с чего начать – найдите хор. Даже если певческих навыков у вас нет – ходите на репетиции вольнослушателем, через какое-то время вы обязательно запоете. Не бойтесь искать и пробуйте петь в разных хорах, на клиросах. Очень хорошо, если вы сможете наблюдать разную дирижерскую технику – от разных дирижеров, регентов вы обязательно что-то позаимствуете для себя.

Вполне возможно, что хоровое пение вас настолько затянет, что будет достаточным для вас, вы будете развиваться как певец. Что ж, это тоже очень хорошо. Но все же наша книга для тех, кому этого мало.

Еще один этап, который должен быть пройден, прежде чем вы приступите к организации своего хора – это хормейстерская практика. Постарайтесь найти достойного наставника. Не бойтесь черновой работы по разучиванию, сделайте интересной работу с отдельной партией, певцом.

И когда наконец вы почувствовали, что накопили изрядный багаж знаний и навыков, вам есть что сказать людям и есть цель, к которой их повести, у вас много идей, требующих реализации, вы чувствуете, как должна звучать музыка, и вы мечтаете, чтобы и другие услышали ее так она звучит в вашем воображении, значит пора.

См. также Править

Начало раздела по гармонии и композиции