ФЭНДОМ

Puccini

Борис Тараканов с сыном ногах у композитора Пуччини (бронзового) в городе Lucca

Inno di Gloria ("Гимн Славы") — кантата Джакомо Пуччини.

Текст Править

Sale ascende l'uman cantico
varca spazi varca celi
Per ignoti soli empirei
profetati dai Vangeli
a te giunge o re dei re

A te quest'inno di gloria voli
Sommo Iddio della vittoria.

Tosca

Перевод Править

Восходит ввысь, от людей, гимн,
Что летит сквозь пространства и небеса,
Через неизвестные одинокие эмпиреи,
Предсказанные Евангелиями

К Тебе возносятся, Царь царей.
К Тебе этот гимн славы летит
Высший Бог, давший победу.

Перевод с итальянского - Борис Тараканов

Ноты Править

http://www.choral-union.ru/RHTU/notes/puccini-cantata.pdf

История создания Править

Кантата "Inno di Gloria" ("Гимн Славы") была написана молодым Джакомо Пуччини в качестве курсовой работы по хоровой композиции на третьем курсе консерватории города Lucca (кстати, очень красивый город) и изначально представляло собой чисто хоровое произведение в сопровождении органа (орган при это дублировал хоровую партитуру), однако подготовленная также к исполнение хором или вокальным ансамблем a-capella. Собственно написана была только первая часть кантаты, на стихи его друга, тоже композитора Микеле Коньоли, который, по слухам, написал в качестве дипломной работы довольно бездарную оперу на сюжет греческого мифа о Персее и Андромеде, из которой внимания заслуживала только ария Медузы Горгоны. Уяснив к окончанию консерватории свою полную композиторскую несостоятельность, Микеле открыл в городе мясную лавку, которая успешно функционирует и по сей день, управляемая не в меру упитанными потомками так и не состоявшегося композитора.

У Пуччини, как известно, ни одной ноты даром не пропадало, и созданное им в счастливые учебные годы нотное наследие был аккуратно размазано по всем его гениальным операм. Даже Мессе "Di Gloria" досталось... Кантата "Inno di Gloria" тоже не оказалась исключением и была введена Пуччини в сюжет оперы "Tosca":

Aquote1 Кабинет барона Скарпия на верхнем этаже дворца Фарнезе. На нижних этажах здания проходит банкет, устроенный королевой Неаполитанской по случаю победы генерала Меласа над войсками Наполеона.
Aquote2

На вышеуказанный банкет Пуччини решил подать, блюдо, приготовленное им в студенческие годы, но с новой приправой в виде солистки (органу в рецепте места не нашлось), пустив его в качестве гарнира к основному блюду отнюдь не из банкетного меню - к действию, происходящему на авансцене:

Aquote1 Скарпия сидит за накрытым столом в ожидании. Он уверен, что она откажется от Марио и подчинится его власти («Ha più forte sapore la conquista violenta»).

Входит его агент, Сполетта, который арестовал Каварадосси, однако не нашёл Анджелотти. Скарпия допрашивает арестованного художника, но тот отрицает всякую связь с Анджелотти.

Aquote2

Но эту сцену лучше послушать, чем читать.

Действие динамичное, наполненное темпераментными диалогами и драматургическим напряжением. Именно по этому мало кто обращает внимание на маленький шедевр, звучащий за сценой. После значительной переработки Пуччини кантата заиграла новыми красками и обрела способность претендовать на самостоятельное произведение. Однако по сюжету, на кульминации в кантате, Скарпиа в раздражении закрывает окно, звуки кантаты смолкают и... шедевр превращается в обрубок. А чем иначе объяснить практически полное отсутствие внимания исполнителей к этому интересному и довольно оригинальному сочинению прославленного автора?

Запись кантаты Править

В доме-музее Пуччини в небольшом городке Torre del Lago (теперь он любовно называется Torre del Lago di Puccini) нам с композитором Антоном Фёдоровым удалось увидеть черновики молодого Джиакомо и подсмотреть каденцию (она оказалась типичной для своего времени), которую мы и задействовали в создании новой версии этой кантаты, воплощённой композитором Lind'ом Erebros'ом (по секрету - Михаилом Костылевым) в духе позднего европейского пост-модернизма.

Её мы и предлагаем вам на суд милостивый:

http://files.tarakanov.net/audio/puccini/INNO-DI-GLORIA.mp3

Исполнители Править

Ирина Сакне (сопрано)

Академический большой хор РГГУ

Большой симфонический оркестр Министерства обороны России (с использованием компьютерного сэмпл-обеспечения).

Партия цифрового рояля - Андрей Гаврилов

Компьютерная обработка звука, сведение, мастеринг - Иван Гусев.

Запись произведена в "Царском фойе" концертного зала им. А.П. Бородина

См. также Править

P.S. На просторах интернета пока обнаружено только одно самостоятельное исполнение этой кантаты:

http://www.cmchorale.org/season/00/spr00cd.htm

(см. трек "Sale, ascende l’uman cantico" - название по первой строчке)

Источники Править

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=53186